Подрамники

Подрамник служит основой для натяжки холста. Подрамники бывают 2-х видов: модульные (сборные, клиновые) и глухие.

Модульные (сборные, клиновые) подрамники продаются во всех художественных магазинах. Они продаются рейками по 2 штуки ("с шагом" в 5 см по длине) и стоят немного дороже глухих подрамников. Как правило, для картины среднего размера толщина подрамника 1.8 см.

Модульные подрамники имеют огромное преимущество: их углы жестко не скреплены и при провисании картины нужно просто подбить клинья. Подбить клинья можно и в домашних условиях, делать это нужно очень аккуратно, чтобы молотком не испортить холст и не перетянуть его. У глухих подрамников углы жестко соединены и если провиснет холст, то его придется перетягивать. Перетяжку холста должен делать только специалист!

Подрамник и сохранность картины

Некачественный подрамник отрицательно влияет на сохранность живописи. У картин современных живописцев очень часто бывают плохие подрамники. К сожалению, не все художники придают больше значение качеству подрамника. Дефекты подрамника не позволяют должным образом натянуть на него холст, что в конце концов ведет к разрушению грунта и живописного слоя картины. Качественный подрамник - основа долгой сохранности живописи.

Рассмотрим основные дефекты подрамника:

  1. глухое соединение углов, не дающее возможности регулировать натяжение холста, отчего возникают деформации холста и его провисание
  2. на «глухие» углы подрамника художники прибивают фанерные треугольники, которые делают подрамник еще более жестким и неподвижным
  3. отсутствие крестовины или перекладины - для картин большого размера. Подрамник с крестовиной или перекладиной не перекосится и углы останутся прямыми
  4. отсутствие скосов на внутренних сторонах подрамника, отчего возникают сломы и осыпи красочного слоя
  5. непрочный подрамник, который при натягивании холста дает перекос
  6. ступенеобразное, неплотное соединение планок по углам и на крестовине. С этим дефектом холст деформируется, возникают сломы и осыпи красочного слоя и невозможно плотно соединить картину с  рамой
  7. подрамник сделан небрежно, из сырого дерева, вследствие чего, через довольно короткий промежуток времени подрамник "поведет" и его придется заменить (в некоторых случаях приходится заменить и раму)
  8. подрамник сделан из дерева с сучками. Даже качественно сделанный подрамник, на котором есть сучки, со временем обязательно "поведет" и его придется заменить
  9. подрамник с жуком-точильщиком. Благодаря деятельности этих насекомых дерево распадается, превращаясь в труху
  10. подрамник заражен плесенью

Инструменты

Для натяжки холста вам понадобится степлер со скобами (рисунок №1), специальный инструмент для натяжки картин (рисунок №2), рулетка и молоток.

Сила натяжки холста

Необработанный холст сильно не натягивают, т.к. во время грунтовки он значительно растянется. Окончательным штрихом станет растяжка загрунтованного холста путем подбивания клиньев по углам. Для глухого подрамника желательно использовать загрунтованный холст. Его необходимо сильно натянуть, как барабан.

Натяжка холста на модульный подрамник

  1. Измерить диагонали подрамника, они должны быть одинаковые. Закрепить степлером углы (по 2 скобки на угол)
  2. Расположить рисунок картины на подрамнике ровно по горизонтали. Если у вас просто не грунтованный холст, важно расположить его так, чтобы направление нитей холста было параллельным краям подрамника
  3. Используя инструмент для натяжки, закрепить степлером холст с 4 сторон, как показано на рисунке №3
  4. Закрепить холст степлером через каждые 2-3 см по всему периметру подрамника, двигаясь от центра к краю, как показано на рисунке №4
  5. Растягивать холст нужно инструментом для натяжки картин равномерно с одинаковым усилием
  6. Продолжить натягивать холст на подрамник так, как показано на рисунке №5. На углах холст аккуратно подворачивается и пристреливается степлером
  7. При натяжке не мочите холст с негрунтованной стороны, это может привести к отслоению грунта
  8. Вытащить скобки скрепляющие углы подрамника
  9. Подогнуть и закрепить степлером лишний холст (рисунок №6)
  10. Вставить в пазы на углах подрамника по два деревянных клина и аккуратно подбить их молотком (рисунок №6)

Натяжка холста на глухой подрамник

  1. Если есть возможность, то лучше такой подрамник вообще не использовать!!!
  2. Проверить диагонали, они должны быть одинаковые
  3. Расположить рисунок картины на подрамнике ровно по горизонтали. Если у вас просто не грунтованный холст, важно расположить его так, чтобы направление нитей холста было параллельным краям подрамника
  4. Используя инструмент для натяжки, закрепить степлером холст с 4 сторон, как показано на рисунке №3
  5. Закрепить холст степлером через каждые 2-3 см по всему периметру подрамника, двигаясь от центра к краю, как показано на рисунке №4
  6. Растягивать холст нужно инструментом для натяжки картин равномерно с одинаковым усилием и достаточно сильно, поскольку если холст провиснет, надо будет заново его перетягивать
  7. Продолжить натягивать холст на подрамник так, как показано на рисунке №5. На углах холст аккуратно подворачивается и пристреливается степлером
  8. Подогнуть и закрепить степлером лишний холст (рисунок №6), он вам еще пригодится при перетяжке картины

информация с сайта www.art-spb.ru